Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
04:58 Вторник 2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Научно-практическая конференция "Мир семьи"
ДОКЛАД
 
тема: Бездомность как следствие социальных и семейных проблем
 
 
Конституция нашей страны четко определяет Российскую Федерацию как демократическое, правовое государство, высшей ценностью которого являются права и свободы человека, а единственным источником власти – народ [*1] Поглощенные повседневными делами и заботами, мы редко всерьез задумываемся о том, как, когда и при каких условиях эта гордая декларация может стать реальностью. Ответ, тем не менее, весьма прост - это случится не раньше, чем нам удастся обеспечить или хотя бы заметно приблизить подлинное равенство всех перед законом и судом. Перед лицом закона и суда все люди равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, в том числе, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также любых других обстоятельств. При этом важно понимать, что нарушение права на равенство возникает отнюдь не только в результате осознанной дискриминации отдельных лиц или их групп, но и как следствие наделения других лиц или их групп особыми привилегиями. Такова общая теория. На практике же следует, конечно, различать дифференциацию и неравенство.
 
Дифференциация - очень широкое понятие, включающее в данном случае набор льгот, привилегий и преимущественных прав, которые предоставляются лицам определенных профессий, уязвимым социальным и даже этническим группам и т.д. Примеров разумной дифференциации немало. Особые преимущественные права предоставляются, например, отдельным коренным малочисленным народам, женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам боевых действий и др. Во всех таких случаях преимущественные права предоставляются с целью компенсации изначального неравенства конкретных лиц или групп с остальными гражданами. Конституционное право на равенство предполагает, прежде всего, равенство возможностей. Те же, у кого таких возможностей в силу объективных причин меньше, могут и должны получить от государства, компенсирующие их дефицит преимущественные права и привилегии. Возникающее в результате так называемое "благосклонное" или "поддерживающее" "неравенство" должно, очевидно, рассматриваться как инструмент обеспечения на практике реального равенства. Общая же проблема состоит в том, чтобы все предоставляемые государством преимущественные права были, во-первых, четко основаны на законе, во-вторых, известны и понятны обществу и, наконец, в-третьих - минимально достаточны. При этом ясно, что любые преимущественные права, предоставляемые в обход закона, произвольно или явно избыточно, не могут не рассматриваться как нарушение права на равенство. Или по-другому - как дискриминация.
Общая картина описываемого явления будет неполна без упоминания о его "житейских" аспектах. В частности, о том, что обеспечение права на равенство сплошь и рядом зависит от имущественного или должностного положения человека. Состоятельный человек оплатит услуги адвоката, который эффективно защитит его права. Человека известного и популярного в обществе дополнительно защитят его репутация и связи. Государственного служащего - сам факт принадлежности к влиятельной государственной структуре. Рядовой член общества, нередко ограниченный в средствах, не занимающий высокой должности, - всех этих преимуществ, естественно, не имеет. Изначальное неравенство фактических возможностей «богатых» и «бедных» - болезнь любого общества. Полностью излечить ее не удалось пока нигде. В том числе и потому, что со временем общество к этой «хвори» привыкает, начинает воспринимать ее не только как неизбежное зло, но и как нечто функционально полезное. Так, к сожалению, произошло и в нашей стране, где к не бесспорным вековым традициям добавились издержки «дикого», а потом и государственного капитализма. Ситуация усугубляется широко распространенным в государстве и обществе восприятием целых групп населения как своего рода "лишенцев", заведомо не имеющих равных прав с остальными. Лица без постоянного места жительства, осужденные за различные преступления или еще только подозреваемые в их совершении, так называемые "гастарбайтеры", иногородние, иноязычные и иноверные, люди с непривычным разрезом глаз или цветом кожи... Список велик. И все же главное свойство дискриминации - ее присутствие в качестве составной части практически в любом нарушении прав и свобод человека.
Именно это свойство делает дискриминацию тем ключевым критерием, через призму которого можно и нужно рассматривать проблемы соблюдения прав и свобод человека в нашей стране. [*3] Если говорить о численности вышеуказанных категорий незащищенных граждан, например, таких как бездомные или лица без определенного места жительства и занятий, то в Саратовской области, можно с уверенностью сказать, что точной цифры, а так же их распределение по территории области неизвестны. Информация о численности как уличных, так и латентных бездомных в Саратовской области носит фрагментарный характер. Так, по данным предоставленным Центрами социально - трудовой реабилитации, за 2010 г. количество лиц без определенного места жительства, обратившихся за помощью и прошедших реабилитацию, составило 1300 человек только в одном из центров (в Саратове их два). [*2] Сколько из них принадлежало к уличным бездомным, а сколько к латентным - неизвестно. Точных статистических данных нет. Несмотря на отсутствие точных данных о численности бездомных в Саратовской области, как уличных, так и латентных, факт их наличия неоспорим. Бездомность в России, остается одной из самых сложных социальных проблем. За последние годы наблюдается динамика резкого увеличения количества бездомных. Несмотря на то, что государство предпринимает много усилий для изменения ситуации, по-прежнему не принят закон о бездомных, недостаточно общественных организаций, занимающихся данной проблемой. Нет программ, которые были бы направлены на преодоление приобретённой социальной беспомощности. К бездомным относятся плохо, часто даже получение паспорта затягивается на неопределенное время. Каритас - одна из немногочисленных организаций занимающаяся проблемами бездомных людей, осуществляющая свою деятельность в рамках Программы «Помощи бездомным» на базе центров социально - трудовой реабилитации города Саратова и Энгельса.
 За 2010-2011 гг специалисты Каритас, проекта «Помощи бездомным» проводя индивидуальные консультации, беседы, занятия в терапевтических группах – арт-терапия, синематерапия, приняли свыше 82 человек бездомных Центров. Здесь речь идет о бездомных находящихся на территории реабилитационных Центров Саратова и Энгельса, у которых отсутствует регистрация по месту жительства, так называемая латентная (скрытая, невидимая) форма бездомности. Но есть категория граждан находящихся в состоянии острой формы бездомности - это фактическая потеря жилья, она характеризуется утратой, в значительной степени, связей с обществом и крайне затрудненной ресоциализацией. Важнейшим направлением работы является психологическая реабилитация бездомных людей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность методов используемых в данной работе, позволяет им проявить свои сильные стороны, способствуя восстановлению утраченных социальных навыков, личных и семейных связей. Список использованной литературы: 1.Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) 2.Справка директора ЦСТР для лиц без определенного места жительства и занятий Лукьянова М. А. 3.Социальные и правовые аспекты бездомности в России Спб; 2007 – С.II.
Категория: Мои статьи | Добавил: Caritas (27.05.2011)
Просмотров: 750 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 07.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz